Оглавление

  

Пользователь

  
Загрузка...

Плацента

ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Минздрава России»

 

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

«Утверждаю» зав. кафедрой

_____________ проф. Сазонов С.В.

01.02. 2013 г.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Факультет: лечебно-профилактический

Курс: II (второй)

Семестр: III (третий)

 

1. ТЕМА №33: Строение плаценты человека.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: изучить гистологическое строение плаценты человека, используя световой микроскоп.

 

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 3.1. приобрести навыки чтения гистологических препаратов; 3.2. научиться дифференцировать материнскую и плодную части плаценты; 3.3. научиться определять базальную пластинку с децидуальными клетками материнской части плаценты; 3.4. научиться находить амниотический эпителий в плодной части плаценты 3.5 научиться определять хориальную пластинку плодной части плаценты и структурные элементы ворсин хориона. По теме занятия студент должен знать: гистологическое строение плаценты человека. студент должен уметь: самостоятельно работать с гистологическими препаратами, зарисовывать данные препараты в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 2 часа.

 

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: 5.1. Какие две основные части выделяют в плаценте? Какова их структура. 5.2. Какие особенности строения плодной части плаценты? 5.3. Какие особенности строении материнской части плаценты? 5.4. Как осуществляется связь зародыша человека с материнским организмом на различных этапах эмбрионального развития? 5.5. Как формируются ворсины хориона плаценты? 5.6. Какие внезародышевые органы принимают участие в формировании плаценты? 5.7. Какие структуры входят в состав гемо-плацентарного барьера? 5.8. Функциональная роль плаценты. Современные представления о функциональной системе «мать-плод».

 

6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ: На занятии студенту необходимо выполнить: 6.1. Рассмотреть и изучить препараты плаценты человека. 6.2. Зарисовать в альбом гистологическое строение двух частей плаценты человека. 6.3. Сделать обозначения к рисункам.

 

Методические указания к выполнению задания:

Препарат № 1. «Плацента человека (материнская часть)», ОГП – 18 (окраска гематоксилином и эозином). Плацента человека, учитывая ее большую толщину, изучается на двух гистологических препаратах: один кусочек вырезается из плодной части плаценты, другой — из материнской. Препарат представляет собой вертикальный срез через плаценту. При изучении материнской части, в центре препарата всегда обнаруживаются структуры принадлежащие плоду – многочисленные разной формы и размеров поперечные и косые срезы ветвлений ворсин хориона, расположенные в лакунах крови расплавленного функционального слоя слизистой (эндометрия) матки матери. Ворсинки снаружи покрыты только одним слоем значительно уплощенного синцитотрофобласта, а цитотрофобласт уже отсутствует, что значительно уменьшает расстояние для диффузного обмена между кровью матери и плода. В некоторых местах синцитотрофобласта видны скопления малодифференцированных клеток в виде более темных пролиферативных узелков (почек). Центральная часть ворсин состоит из рыхлой оксифильной ткани — хорионической мезодермы с расположенными в ней пупочными сосудами: обычно одна артерия и две вены. Между срезами ворсин хориона расположены пространства, заполненные кровью матери – лакуны. Очень часто на поверхности ворсин встречаются оксифильные бесструктурные массы – фибриноид. При дальнейшем изучении препарата в одном из краев среза в материнской части плаценты обнаруживается базальная пластинка, с которой плацента обычно отслаивается от стенки матки. В толще гомогенной оксифильно окрашенной ткани пластинки хорошо заметны неправильной формы слабобазофильно окрашенные децидуальные клетки, располагающиеся в виде скоплений (диагностический признак материнской части плаценты). От базальной пластинки в толщу плаценты вдаются остатки собственной пластинки слизистой матки — септы, образующие неполные перегородки, разделяющие плаценту на лакуны, наполненные кровью. В них и располагаются выше описанные срезы хориальных ворсинок. Зарисовать участок материнской части плаценты с основными структурными элементами. Учитывая большое количество сходных структурных элементов в двух изучаемых на занятии препаратах материнской и плодной частей плаценты можно сделать один комбинированный рисунок, расположив материнскую часть под плодной в центральной части альбомного листка. В этом случае для плодной части необходимо оставить сверху место в рисунке. Обозначить: 1. базальная пластинка; 2. децидуальные клетки; 3. лакуны с кровью матери; 4. ворсинки хориона; 5. фибриноид; 6. синцитотрофобласт; 7. пролиферативная почка; 8. хориальная мезодерма; 9. пупочные сосуды; 10. кровь плода.

 

Препарат № 2. «Плацента человека (плодная часть)», (окраска ОГП – 18 гематоксилином и эозином). Плацента человека, учитывая ее большую толщину изучается на двух гистологических препаратах: один кусочек вырезается из плодной части плаценты, другой — из материнской. Препарат представляет собой вертикальный срез через плаценту. В центре препарата всегда обнаруживаются структуры принадлежащие плоду – многочисленные разной формы и размеров поперечные и косые срезы ветвлений ворсин хориона, расположенные в лакунах крови расплавленной функционального слоя слизистой (эндометрия) матки матери. Ворсинки снаружи покрыты только одним слоем значительно уплощенного синцитотрофобласта, а цитотрофобласт уже отсутствует, что значительно уменьшает расстояние для диффузного обмена между кровью матери и плода. В некоторых местах синцитотрофобласта видны скопления малодифференцированных клеток в виде более темных пролиферативных узелков (почек). Центральная часть ворсин состоит из рыхлой оксифильной ткани — хорионической мезодермы с расположенными в ней пупочными сосудами: обычно одна артерия и две вены. Между срезами ворсин хориона расположены пространства, заполненные кровью матери – лакуны. Очень часто на поверхности ворсин встречаются оксифильные бесструктурные массы – фибриноид. В плодной части плаценты в одном из краев среза дополнительно обнаруживается хориальная пластинка, состоящая из эмбриональной соединительной ткани с крупными пупочными сосудами и прилежащей к ней стенки амниона, который покрыт однослойным кубическим эпителием (диагностический признак плодной части плаценты). От хориальной пластинки вглубь плаценты отходят третичные ворсинки хориона (котиледон), подразделяющиеся на ствол ворсинки и многочисленные, отходящие от него ветви ворсинок, которые были описаны ранее в центральной части препарата. Зарисовать участок плодной части плаценты с основными структурными элементами. Рисунок плодной части плаценты можно встроить в рисунок материнской части, расположив плодную часть над материнской. В этом случае можно использовать уже имеющиеся в альбоме обозначения к препарату материнской части плаценты (выделены). Обозначить: 1. (3) лакуны с кровью матери; 2. (4) ворсинки хориона; 3. (5) фибриноид; 4. (6) синцитотрофобласт; 5. (7) пролиферативная почка; 6. (8) хориальная мезодерма; 7. (9) пупочные сосуды; 8. (10) кровь плода. 9. (11) хориальная пластинка; 10. (12) эпителий амниона.

 

7. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:

7.1. Тестовые задания: 1. В состав плацентарного барьера человека входят элементы: 1) стенка гемокапилляров ворсин хориона; 2) соединительная ткань, окружающая сосуды; 3) цито- и симпластотрофобласт; 4) фибриноид, покрывающий ворсины снаружи; 5) всё вышеперечисленное. 2. В состав третичных ворсин хориона первой половины беременности входят: 1) симпластотрофобласт; 2) цитотрофобласт; 3) эмбриональная соединительная ткань; 4) сосуды плода; 5) всё вышеперечисленное. 3. В состав третичных ворсин хориона второй половины беременности входят: 1) симпластотрофобласт; 2) фибриноид; 3) эмбриональная соединительная ткань; 4) сосуды плода; 5) всё вышеперечисленное 4. В плаценте образуются гормоны: 1) прогестерон; 2) эстроген; 3) хорионический гонадотропин; 4) плацентарный лактоген; 5) всё вышеперечисленное. 5. Материнская часть плаценты представлена: 1) хориальной пластинкой; 2) амниотической оболочкой; 3) ворсинками хориона; 4) лакунами с кровью; 5) всё вышеперечисленное. 6. Материнская часть плаценты представлена: 1) хориальной пластинкой; 2) амниотической оболочкой; 3) ворсинками хориона; 4) основной отпадающей оболочкой; 5) всё вышеперечисленное. 7. Материнская часть плаценты представлена: 1) хориальной пластинкой; 2) амниотической оболочкой; 3) ворсинками хориона; 4) септами; 5) всё вышеперечисленное. 8. Материнская часть плаценты представлена: 1) лакунами; 2) септами; 3) основной отпадающей оболочкой; 4) всё вышеперечисленное 9. В образовании стенки плодного пузыря участвуют: 1) гладкий хорион; 2) амниотическая оболочка; 3) капсулярная отпадающая оболочка; 4) пристеночная отпадающая оболочка; 5) всё вышеперечисленное 10. Плодная часть плаценты представлена: 1) хориальной пластинкой; 2) ворсинками хориона; 3) эпителием амниона; 4) соединительной тканью амниона; 5) всё вышеперечисленное. 11. Иммунологический конфликт между организмом матери и плода не происходит из-за образования следующих факторов: 1) хорионического гонадотропина; 2) плацентарного лактогена; 3) фибриноида; 4) антител амниотических вод; 5) всё вышеперечисленное; 12. В системе мать-плод рецепторные механизмы организма матери расположены в: 1) стенке кровеносных сосудов; 2) капсулярной отпадающей оболочке; 3) пристеночной отпадающей оболочке; 4) основной отпадающей оболочке; 5) всё вышеперечисленное. 13. В системе мать-плод регуляторные механизмы организма матери включают: 1) отделы центральной нервной системы; 2) гипофиз; 3) кору надпочечников; 4) щитовидную железу; 5) всё вышеперечисленное. 14. В системе мать-плод рецепторные механизмы организма плода расположены в: 1) стенке пупочной вены; 2) стенке пупочных артерий; 3) устьях печёночных вен; 4) коже и кишечнике; 5) всё вышеперечисленное. 15. Сформированный пупочный канатик образован: 1) двумя пупочными артериями; 2) пупочной веной; 3) слизистой соединительной тканью; 4) амниотической оболочкой; 5) всё вышеперечисленное. 16. Формирование плаценты заканчивается в конце: 1) 1-го месяца; 2) 2-го месяца; 3) 3-го месяца; 4) 4-го месяца; 5) 5-го месяца. 17. К критическим периодам развития человека могут быть отнесены: 1) гаметогенез; 2) оплодотворение; 3) имплантация; 4) плацентация; 5) всё вышеперечисленное. 18. К критическим периодам развития человека могут быть отнесены: 1) гаметогенез; 2) оплодотворение; 3) имплантация; 4) образование осевого комплекса зачатков органов; 5) всё вышеперечисленное. 19. К критическим периодам развития человека могут быть отнесены: 1) гаметогенез; 2) оплодотворение; 3) имплантация; 4) гисто и органогенез; 5) всё вышеперечисленное. 20. К основным особенностям развития зародыша человека могут быть отнесены 1) асинхронный тип полного дробления; 2) раннее обособление внезародышевой мезодермы; 3) раннее формирование провизорных органов; 4) слабое развитие желточного мешка и аллантоиса; 5) всё вышеперечисленное. 21. К критическим периодам развития человека могут быть отнесены: 1) рождение; 2) период новорождённости (до 1 года); 3) период полового созревания; 4) плацентация; 5) всё вышеперечисленное. 22. К основным особенностям развития зародыша человека могут быть отнесены 1) асинхронный тип полного дробления; 2) раннее обособление внезародышевой мезодермы; 3) раннее формирование провизорных органов; 4) интерстициальный тип имплантации; 5) всё вышеперечисленное.

 

9.4.ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ. 1. -5 5. -4 9. -5 13. -5 17. -5 21. -5 2. -5 6. -4 10. -5 14. -5 18. -5 22. -5 3. -5 7. -4 11- 5 15. -5 19. -5 4. -5 8. -4 12. -5 16. -3 20. -5

 

7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам:

7.2.1. Плацента человека. Характеристика, строение, функции. Плацентация у человека: временная и морфологическая характеристика. Части плаценты. Строение материнской части плаценты. Эндокринная функция плаценты. Структура и значение плацентарного барьера. Критические периоды развития зародыша человека.

7.2.2. Плацента человека. Характеристика, строение, функции. Плацентация у человека: временная и морфологическая характеристика. Части плаценты. Строение плодной части плаценты. Эндокринная функция плаценты. Структура и значение плацентарного барьера. Критические периоды развития зародыша человека.

 

8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

8.1 Основная: 8.1.1. С.Л.Кузнецов и Н.Н. Мушкамбаров. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для студентов медицинских Вузов МИА, Москва, 2012.

8.1.2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю.А.Афанасьева, А.Н.Яыцковского. – М.:Высшая школа,1999

8.1.3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. / Под ред. С.Л.Кузнецова, Ю.А. Челышева. – М.: Геотар. 2001.

8.1.4. Атлас по гистологии, эмбриологии и цитологии / Кузнецов С.Л. с соавт. – М., 2001.

 

8.2 Дополнительная:

8.2.1. Гистология: Учебник / Под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. – М.: Геотар, 2001. 8.2.2. Быков В.Л. Частная гистология человека. СПб, 2000. 8.2.3. Эмбриональное развитие человека / Под ред. В.В.Гемонова – М., 1999. 8.2.4. Гистология. Введение в патологию:Учебник / Под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. – М.: Геотар, 1997. 8.2.5. Общая и медицинская эмбриология: учебное пособие/ под общ. ред.Э.И.Вальковича. – Ростов: Феникс, 2008. — 395 с.